Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ИСТОРИЯ  


Страницы истории
История Дворца
История Парка
  Музыкальный Павловск »
Владельцы Павловска




Павловский вокзал. 1862. Е. Самокиш-Гулковская. Павловский вокзал.
1862.
Е. Самокиш-Гулковская.


Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге (1837). Н. Самокиш. Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге
(1837). Н. Самокиш.


Павловский вокзал. Мартенс. Коней 1830-х г Павловский вокзал. Мартенс. Коней 1830-х г.


И. Штраус в Павловске. Гравированный рисунок Н. Степанова. 1850-е. И. Штраус в Павловске.
Гравированный рисунок
Н. Степанова. 1850-е.


''Успех Штрауса в Павловске''.Рисунок неизвестного художника. 1856 г. "Успех Штрауса в Павловске"
Рисунок неизвестного художника.
1856 г.


Бал в Павловском вокзале. Литография с рисунка неизвестного художника. 1852 Бал в Павловском вокзале. Литография с рисунка неизвестного художника. 1852


Музыкальный зал в Павловском парке и железнодорожный путь. Музыкальный зал в Павловском парке и железнодорожный путь.
1900 -е гг.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАВЛОВСК

В конце 30-х годов XIX века произошло событие, которое дало новый импульс развитию этих мест: 30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге; сначала от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга. Рельсы пролегли прямо через территорию парка, рассекая надвое обширный район Большой звезды, они тянулись совсем рядом с Музыкальным залом, а вокзал был устроен почти на берегу Славянки, всего в нескольких минутах ходьбы от дворца.

Естественно, что быстрое и удобное средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск все больше и больше людей, и вокруг дворцового парка начали появляться дачные участки, которые росли здесь, как грибы после дождя. Сюда охотно приезжали на лето не только чиновники всех рангов, отставные офицеры и генералы, промышленники и купцы, но и представители "свободных" профессий - художники, музыканты, артисты, писатели. Известно, что в Павловске неоднократно бывал Ф. М. Достоевский, любивший эти места; недаром важные сцены романа "Идиот" происходят именно здесь. В мае 1838 года открылось здание Павловского вокзала, которому суждено было сыграть важную роль в русской культурной жизни XIX века. Автором проекта был крупный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865).

Большое каменное здание Павловского вокзала с расходящимися полукруглыми крыльями выглядело весьма импозантно. По размерам, оформлению, обилию и разнообразию помещений оно далеко выходило за пределы обычных представлений о железнодорожной станции, да и предназначалось практически не только для приобретения билетов и ожидания поезда. Наоборот, здесь было сделано все, чтобы привлечь публику не на считанные минуты, а на долгие часы: при вокзале имелся не только обязательный ресторан, не только сад с фонтанами для отдыха, но и большой концертный зал, рассчитанный на несколько сот человек.

Часто бывавший здесь драматург Н. В. Кукольник писал композитору М. И. Глинке: "Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных номеров, весьма покойных и удобных. [...] Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем вокзала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся установлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами".

Упоминание о столь прозаических вещах, как столы и буфеты, может показаться неуместным, но нельзя забывать, что первоначально концертной эстрады не было: оркестр располагался на хорах и играл во время обеда, а вечерами - для танцев. Именно с такой чисто развлекательной программы началась история Павловского музыкального вокзала. Вскоре здесь стали организовывать настоящие концерты, куда публика приходила специально, чтобы слушать музыку, а не наслаждаться приятным звуковым десертом после сытного обеда. Появилась эстрада, стулья выстроились в ряды, за пюпитрами заняли места первоклассные скрипачи, виолончелисты, и постепенно концерты в Павловском вокзале стали привлекать все более разнообразную аудиторию. Первоначально исполнялась преимущественно танцевальная музыка: вальсы, польки, галопы, но со временем прочное место в репертуаре заняли и серьезные симфонические произведения крупных форм.

Павловские концерты были столь популярными, что многие приезжали сюда из столицы только для того, чтобы побывать на них. Все возрастающий интерес к музыкальным вечерам отразился и на уровне исполнения: если вначале слух публики, в достаточной мере случайной и разношерстной, услаждали спрятанные на хорах и отнюдь не первоклассные небольшие оркестры - военный, тирольский, цыганский, то позднее они уступили место концертным ансамблям, мастерство которых отвечало самым высоким требованиям. В числе дирижеров, руководивших оркестром в Павловске, были музыканты с европейским именем - И. Лабицкий, Г. Герман, братья Гунгли, а позднее В. Главач, Л. Ауэр, известные композиторы А. Глазунов, А. Лядов и многие другие.

В течение шестнадцати лет, с 1856 по 1872 год, с некоторыми перерывами, выступал в Павловске замечательный австрийский композитор, "король вальса", - Иоганн Штраус, под руководством которого оркестр достиг высокой степени совершенства. "Мне почти еще не случалось слышать вальсов, так исполненных, как под управлением Штрауса", - писал известный композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Гость из Австрии в бытность его в Павловске немало сделал для пропаганды русской музыки. Он охотно включал в программы произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова. Под его руководством состоялось одно из первых публичных исполнений сочинений П. И. Чайковского: в 1865 году оркестр сыграл "Танцы сенных девушек" молодого композитора. В свою очередь, сам Штраус испытал глубокое влияние русской музыкальной - и не только музыкальной - культуры. О годах, проведенных в России, он впоследствии вспоминал с радостью и нежностью, а впечатления о Павловске стали для него источником творческого вдохновения, воплотившись в чудесные мелодии. Музыкальные вечера в Павловском вокзале (его чаще называли "курзал", то есть зал отдыха) продолжались свыше ста лет, и роль их в развитии отечественной культуры трудно переоценить. Концертный зал Павловска называли первой русской филармонией, музыкальным оазисом Петербурга. На его Эстраде выступали не только выдающиеся дирижеры. Здесь не раз звучал могучий голос Ф. И. Шаляпина, здесь пели известные вокалисты И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, М. Долина, И. Тартаков, А. Вяльцева, играли инструменталисты: скрипач И. Смит, виолончелисты А. Вержбилович, Э. Жакобс и другие видные мастера музыкального искусства.

В сравнительно небольшом, но очень привлекательном здании театра, сооруженном в конце 70-х годов XIX века рядом с курзалом по проекту архитектора Н. Л. Бенуа, давались драматические спектакли с участием лучших артистов Москвы и Петербурга - М. Ермоловой, Г. Федотовой, М. Савиной, В. Комиссаржевской, К. Варламова, Ю. Юрьева и многих других. Для художественной интеллигенции Павловск обладал могучей притягательной силой. Сколько художников запечатлели в полотнах, рисунках, гравюрах неповторимые уголки задумчивого парка, сколько поэтов посвятили этим местам свои стихи! Вспомним пейзажи В. Конашевича, А. Остроумовой-Лебедевой, стихи Анны Ахматовой:

"Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь".




© Pavlovsk, 1999-2006