Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
По залам дворца
  Коллекции»
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат




Обширные художественные коллекции Павловского дворца завоевали всемирную славу.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее известными экспонатами, выбрав из списка, приведенного ниже.



Художественные ткани.


Страницы: 1, 2, 3

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТКАНИ

Собрание художественных тканей Павловского дворца-музея является одним из наиболее значительных в России. В него входят разнообразные изделия, начиная от изящных носовых платочков, отороченных тончайшим кружевом ручной работы, и до таких монументальных вещей, как гобелены. Анализируя состав собрания, в нем можно выделить следующие основные группы: декоративные ткани для оформления интерьеров, ковры разных типов, костюмы и аксессуары к ним. В том числе работы мастерских России, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Англии, стран Востока. Хронологические рамки ограничиваются от рубежа XVII -XVIII веков до первых десятилетий XX -го века. В своем нынешнем составе коллекция сложилась после Второй мировой войны, когда к историческому собранию тканей Павловского дворца добавились сохранившиеся в эвакуации в Сибири предметы из дворцов, разрушенных фашистами в годы оккупации. В послевоенный период она постоянно пополняется новыми интересными поступлениями от частных лиц. В большинстве случаев их покупают на средства государства, но иногда музей получает их в дар.

Первые декоративные ткани были приобретены для убранства залов Павловского дворца во Франции в 1780-х годах, когда великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна совершали путешествие по Европе. Людовик XVI преподнес наследнику русского престола гобелены из серии "Любовь богов", "Дон-Кихот", "Ковры Индии", "Ватиканские залы". Часть из них в дальнейшем использовали в Павловске. Великокняжеская чита посетила Лион. В результате этого визита лионские мастера, в первую очередь известный Пернон, получили крупные заказы. Вскоре в Павловск поступили шелковые ткани и вышивки для обивки мебели и для драпировки окон и дверей.

В 1803 году во дворце произошел пожар. При восстановлении здания его залы получили другую отделку и пополнились новыми предметами обстановки. Мебель делали в Петербурге и для ее покрытия использовали вышивки ручной работы, в большом количестве выполнявшиеся в учебных заведениях для девочек-сирот, существовавших за счет государства.

Вышивки выполнены шелком по канве, гладью или гобеленовым швом. Их рисунки типичны для декоративного искусства стиля ампир, распространенного в это время в России. На них изображены античные сцены, атрибуты или орнаменты. Цветовая гамма русских вышивок начала XIX века, по сравнению с французскими тканями конца XVIII века, характеризуется большой контрастностью, в ней отсутствует сложная тональная разработка.

Типичным для русских дворцов и вообще для дворянских интерьеров были и вышитые крестом напольные ковры. Их создавали монахини в женских монастырях и крепостные девушки в помещичьих усадьбах. В Павловском дворце сохранилось большое количество подобных вещей.

В эти же годы во дворец поступила серия тканей работы мануфактуры Бове конца XVIII века, предназначенная для гарнитура мебели, с изображением пасторальных сцен и аллегорических сюжетов, окруженных пышными гирляндами цветов. Эти типичные образцы французского искусства конца XVIII века украсили мебель нового стиля, выполненную русскими мастерами по проекту А. Воронихина. Органичное соединение стиля конца XVIII века и начала XIX века, слияние русского и западноевропейского искусства характерно для Павловского дворца.

Обивка кресла (спинка). Франция. 1780 г. Обивка кресла (сидение). Франция. 1780 г.
Обивка кресла (спинка).
Франция. 1780 г.
Обивка кресла (сидение).
Франция. 1780 г.

Обивка кресла (спинка). Франция. 1780 г.Обивка стула. Лион. 1780 г.
Обивка кресла (спинка).
Франция. 1780 г.
Обивка стула.
Лион. 1780 г.

Диванная подушка. Лион. 1780 г.Обивка кресла. Сидение. Лион. 1780 г.
Диванная подушка.
Лион. 1780 г.
Обивка кресла. Сидение.
Лион. 1780 г.

Вперед»





© Pavlovsk, 1999-2006