Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
По залам дворца
  Коллекции»
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат




Обширные художественные коллекции Павловского дворца завоевали всемирную славу.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее известными экспонатами, выбрав из списка, приведенного ниже.



ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

На первом этаже Павловского дворца находится Общий кабинет, стены которого сплошь завешены миниатюрами и портретами членов семьи Павла I и их родственников. Подобные комнаты являлись принадлежностью и аристократических домов и назывались обычно "Портретными". Они выполняли роль, которая позднее перешла к семейным альбомам. Портретов требовалось большое количество для украшения не только специальных комнат, но и парадных залов различных императорских дворцов. Для исполнения их приглашались как зарубежные, так и лучшие отечественные мастера. Рассматривая дворцовую коллекцию портретов, мы знакомимся с различными подходами к искусству портрета в разные эпохи. Вот молодой Павел Петрович скачет перед своим Кирасирским полком на портрете кисти итальянского мастера Стефано Торелли. Здесь все условно - и позы изображенных персонажей, и почти сказочная лошадь, и гористый пейзаж. Краски нежны, прозрачны, без ярких акцентов. Всего лишь три года отделяют это произведение от портрета того же персонажа, выполненного также итальянским мастером, но уже другого направления в искусстве, - Батони - Пульмана.

Моду путешествовать в Италию для завершения своего образования завели англичане еще в начале XVIII века. Каждый год молодые британские аристократы со своими наставниками совершали так называемый Гранд Тур. Главными пунктами был Рим и Неаполь. Постепенно, к середине века, выработалась определенная "Программа" времяпровождения в Вечном городе - просмотр целого ряда обязательных объектов (античные памятники, церкви и т.п.). В "обязательную программу" входило также позирование для портрета самым модным тогда живописцам. С 1750-х годов соперниками в этой области были выдающийся немецкий мастер А. Р. Менгс и римский художник П. -Аж. Батони. К тому времени, когда наследник русского престола с супругой достигли пределов Рима, Менгса уже не было в живых, а Батони, хотя и был в довольно преклонном возрасте, продолжал активно работать. Батони оставил после себя большое количество портретов. Одна из разработанных им композиционных схем использована в портретах владельцев Павловска - портретируемый изображался сидящим у стола. На портрете обязательно должен был присутствовать тот или иной образец античного искусства, будь то статуя (ее мы видим на портрете Павла Петровича) или бюст (на портрете Марии Федоровны). По желанию заказчика "компоновались" аксессуары на столе.

Примерно к тому же стилю относится "Портрет Екатерины II" работы австрийского художника И. -Б. Лампи. Павловский портрет является одним из вариантов эскиза к большому парадному портрету, хранящемуся в Эрмитаже. Кроме мощных колонн и тяжелого бархатного занавеса на фоне, художник окружает императрицу "говорящими" деталями - это изображение "царя зверей" - льва у подножия трона, и царские регалии, и орел, и портрет Петра Великого в венке в украшении подстолья, на котором лежат книги, содержащие, очевидно, Законы. В некоторых вариантах эскиза художник использовал еще и аллегорические фигуры в виде античной скульптуры. Главной задачей в таких случаях было "рассказать" о социальной значимости изображенного. Очевидно, Екатерина иногда сама принимала участие в сочинении деталей подобных произведений, о чем свидетельствует двойной портрет ее внуков, исполненный приглашенным ею в Россию, английским художником Р. Бромптоном. На этом портрете старший внук - Александр Павлович - изображен разрубающим гордиев узел, т.е. должен был ассоциироваться с Александром Македонским, а его младший брат - Константин Павлович - с Константином Великим (первым христианским римским императором), т.к. он держит знамя, увенчанное победоносным крестом. Екатерина так гордилась этим портретом, что заказала несколько копий с него в миниатюре. Один из образцов такой миниатюры хранится в Павловске. До написания вышеупомянутого портрета Бромптон выполнил отдельный портрет великого князя Константина в более юном возрасте. Двухгодовалый младенец изображен в полный рост во всем великолепии своего положения, со значимым указующим жестом и специально придуманными аксессуарами. В данном случае - это атрибуты греческого бога Аполлона.

Традиция дублировать живописный портрет в миниатюре была очень развита при Русском дворе. Таким образом, скорее можно было тиражировать понравившееся изображение и использовать его в качестве подарка, а также украшения письменного стола или небольшого кабинета. Так были повторены очаровательные портреты дочерей Павла, кисти выдающегося русского портретиста А. Г. Левицкого. Автором миниатюрных повторений принято считать русского мастера П. Г. Жаркова. Повторяя основную композицию живописного портрета, миниатюрист добавляет для оживления некоторые предметы. Жарков выполнил целую серию, включив в нее копии не только с портретов работы Левицкого, но и портреты самого Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны работы Вуаля, а также копии с портретов невесток - супруг старших сыновей - великих княгинь Елизаветы Алексеевны и Анны Федоровны. О том, что перед нами серия не трудно догадаться по характеру оформления миниатюр. Все миниатюры оправлены в рамки золоченой бронзы одинакового рисунка, которые выполнялись в Петербургской Академии художеств в мастерской французского мастера Пьера Ажи. Императрица Мария Федоровна любила заказывать бронзовые рамки с "лентами" или "бантами", на которых гравировалось бы имя изображенного лица. Великолепная бронзовая рамка, в оформлении которой использованы императорские регалии, украшает миниатюрный портрет императора Павла I работы русского мастера А. И. Евреинова. Художник применил сложную технику эмали, когда используется не слоновая кость и акварель, а медная пластинка, на которую наносится особая стекловидная масса. Сложность техники заключается в том, что краски приобретают необходимый цвет, только после обжига. В отличие от миниатюр, исполненных в обычной технике, миниатюре на эмали не страшно никакое время - она не выцветает и не деформируется.

Миниатюрный портрет также менялся по стилю от эпохи к эпохе и в этом смысле показательны две миниатюры французского мастера А. -Ф. Лагрене - младшего - портреты великих княгинь Александры Федоровны и Елены Павловны. Используя традиционные материалы - слоновую кость, акварель и гуашь художник создает "камеи". Увлечение античным искусством в начале XIX века совершило очередной виток и художники ищут новые технические возможности, которые позволили бы им приблизиться к идеальным образцам, сотворенным древними мастерами. Особенно отличалась в этом Севрская фарфоровая мануфактура, где изобретались новые техники, благодаря которым художники делали чудеса. Лагрене много работал на прославленной фабрике и использовал в своих произведениях разрабатываемые там новшества. Несколько особняком среди отобранных работ стоят два портрета владельцев Павловска на рубеже XIX - XX веков князя Константина Константиновича - правнука Павла I - и его супруги Елизаветы Маврикиевны. Они несут отпечаток нарождающегося XX века.

Портрет императора Павла I. Д.И.Евреинов Портрет императора Павла Петровича. Приписывается Жаркову. Портрет Марии Федоровны. Приписывается Жаркову.
Портрет императора Павла I.
Д.И.Евреинов

 
Портрет императора Павла Петровича.
Приписывается Жаркову.
Портрет Марии Федоровны.
Приписывается Жаркову.
Портрет великой княжны Анны Павловны. И.Раабе. Портрет великого князя Константина Константиновича. О.Э.Браз Портрет великой княгини Елизаветы Маврикеевны. О.Э.Браз.
Портрет великой княжны Анны Павловны.
И.Раабе.

 
Портрет великого князя Константина Константиновича.
О.Э.Браз
Портрет великой княгини Елизаветы Маврикеевны.
О.Э.Браз.



© Pavlovsk, 1999-2006