Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
По залам дворца
  Коллекции»
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат




Обширные художественные коллекции Павловского дворца завоевали всемирную славу.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее известными экспонатами, выбрав из списка, приведенного ниже.



Фламандская и
голландская живопись

Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс

Бертоль Флемаль
Бертоль Флемаль

Ян де Брай
Ян де Брай

ФЛАМАНДСКАЯ И ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Коллекция западноевропейской живописи Павловского дворца была основана Великим князем Павлом Петровичем и Марией Федоровной на рубеже XVIII - XIX веков. По своему объему она не может спорить с собраниями Эрмитажа и других крупных музеев, однако, будучи камерной, она все же дает представление и об этих школах и о характере дворцовых коллекций того времени. Как правило, в них львиную долю составляли картины голландских и фламандских художников XVII в., собирание которых вошло в традицию императорской семьи со времен Петра I.

Фландрия и Голландия до начала XVII в. представляли собой единое государство Нидерланды, находившееся под владычеством Испании. В 1609 г. после длительной войны за освобождение, имевшей и религиозную окраску, северные штаты Нидерландов отделились и образовали независимое государство, получившее название Голландия. Здесь получил распространение кальвинизм - одно из ответвлений протестантизма. Южные штаты - Фландрия - остались под владычеством католической Испании. Различие исторических судеб обеих частей когда-то единого государства определило и своеобразие искусства в каждой из них. Если в Голландии художественные произведения предназначались для "рынка", где их могли приобрести представители самых широких слоев общества и художники приноравливались к вкусам публики, то во Фландрии по-прежнему основными заказчиками были церковь и состоятельные вельможи. И, поскольку Фландрия оставалась католической страной, в ее искусстве преобладала "историческая живопись" - т. е. произведения, написанные на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Крупнейшим мастером фламандской живописи начала XVII века был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). После нескольких лет, проведенных в молодости в Италии, он вернулся на родину сложившимся и прославленным мастером. Тотчас на него посыпались заказы для украшения Антверпенских соборов и дворцов вельмож. Для осуществления этих грандиозных работ Рубенсу пришлось привлечь в свою мастерскую большую группу помощников-учеников. Среди них оказались ставшие затем знаменитыми крупные мастера - Иордане, Ван Дейк, Снайдерс и др., но были ученики и с более скромным талантом, имена которых не вошли в историю. Эскиз "Оплакивание Христа" из Павловского собрания выполнен учениками, работавшими под руководством Рубенса над разработкой композиции. Известны две законченные картины на тот же сюжет (одна хранится в Антверпенском, другая - в Венском музеях), написанные самим Рубенсом. Они отличаются от павловской картины в деталях, но главная группа, состоящая из фигур Марии Магдалины, Богоматери и святого Иоанна, поддерживающих тело мертвого Христа, во всех произведениях почти идентична. В этой основной части композиции ученики скрупулезно повторили за мастером все особенности его письма - характер наложения мазков, лепки формы, цветовое решение. Им удалось также передать ощущение высокой трагедии происходящего в этой сцене, слитой одновременно с жизнеутверждающим началом, что было всегда присуще произведениям Рубенса. Не случайно, до недавнего времени эскиз "Оплакивание Христа" приписывался самому мастеру.

Младшим современником Рубенса был Бертоль Флемаль (1614-1675), произведений которого нет, кроме Павловска, в советских собраниях. Его картина "Изгнание Илиодора из храма" написана на сюжет из Библии. Здесь повествуется о том, как по заданию царя военачальник Илиодор явился в Иерусалимский храм для изъятия из него всех сокровищ. Но божественные силы не позволили свершиться святотатству - в тот момент, когда Илиодор хотел приступить к своей миссии, внезапно появились чудесный всадник и крылатые юноши с плетьми. После встречи с ними Илиодора вынесли на носилках, а сокровища остались неприкосновенными... Основное действие происходит на переднем плане картины. Крупная по размерам, она написана яркими звучными красками, создающими впечатление бурного движения.

Большая часть коллекции фламандских картин состоит из пейзажей. Самым ранним является "Ночной пейзаж" редкого мастера Питера Схаубрука (1570-1607). Эта маленькая картина несет признаки, характерные для нидерландского пейзажа еще XVI века - условность (сочиненность) представленного ландшафта, цветовое деление на планы (обычно - коричневый на переднем, затем - зеленый, желтый цвета на среднем, и синий на заднем плане), резкие контрасты между освещенными и затемненными участками пейзажа, создающими особый стереоскопический эффект. Все это придает им фантастический характер. "Сказочный" город на горизонте слева еще более подчеркивает необычность "Ночного пейзажа". В более позднее время - во второй половине XVII века фламандские художники подражали мастерам других национальных школ - голландским (см. "Зимний пейзаж" П. Баута), французским ("Пейзаж" Ж. д'Артуа), итальянским ("Классический пейзаж" Ж. Б. Гейсманса). Для голландских мастеров, работавших для удовлетворения запросов публики, характерно разделение по жанрам. Одни разрабатывали жанр пейзажа, другие - натюрморта, третьи писали портреты и т. д. Основная масса картин была небольшого "кабинетного" размера, облегчающего их размещение в бюргерских домах. В каждом жанре существовали еще поджанры. Так пейзажисты делились на тех, кто писал "национальный" пейзаж, изображая скромную природу Голландии, и тех, кто работал в Италии, вдохновляясь великолепной южной природой. Последние создавали т. н. "итальянизирующий" пейзаж, отличавшийся повышенной яркостью и звонкостью красок.

К первому этапу развития "итальянизирующего" пейзажа, получившего название "аркадского", относится небольшая овальная картина Бартоломеуса Бренберга (1599-1600-1657) "Товий и ангел". Создатели "аркадского" пейзажа почти всегда населяли итальянский пейзаж персонажами из античной мифологии или из Библии. Так и на картине Бренберга на переднем плане изображены немного неуклюжие фигурки маленького Товия с выловленной им рыбой, и наставляющего ангела Рафаила. В дальнейшем художники обратились уже к конкретным уголкам итальянского ландшафта.

Лучшим представителем расцвета "итальянизирующего" пейзажа был Ян Бот (1618-1652). В Павловске находятся два его подписных пейзажа - "Итальянский пейзаж с погонщиками вьючных животных" и "Вид на Понте Молле близ Рима". Оба пейзажа свидетельствуют о том, что художника интересует не только точное воспроизведение особенностей рельефа данной местности, но и передача освещения, характерного для определенного времени суток. Так пейзаж с каменным мостом (Понте Молле) дает нам представление о чарующей картине предвечернего золотистого освещения в окрестностях Рима.

Развивая дальше этот жанр, одни художники отдавали предпочтение изображению исключительно южных гаваней ("Итальянская гавань" Т. Вейка), другие - изображению парков ("Парковый пейзаж" Ф. Мушерона (1633-1686)), третьи - изображению пастухов и пастушек со стадом ("Водопой" К.  Дюжардена) и т. д.

Подобное же разделение на поджанры существовало и у мастеров натюрморта. Маленький натюрморт "Кухонная утварь" Питера ван дер Боса (1613-1663) демонстрирует нам мастерство, которого достигает художник в передаче фактуры материала различной кухонной посуды.

Другой представитель голландского натюрморта Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) писал не столько "мертвую природу", сколько "тихую жизнь", изображая в своих картинах пресмыкающихся и насекомых. Два его парных натюрморта - "Змея, нападающая на суслика" и "Змея, нападающая на ящерицу" показывают, насколько скрупулезно Марсеус изучил повадки этих представителей фауны.

Очаровательного "Мальчика с птичкой" Якоба Адрианса Баккера (1608-1651) можно отнести к жанру портрета, хотя в нем и присутствует "жанровый" элемент - игра с птичкой. Скромным набором красок мастер достигает большой живописности, а благодаря своей наблюдательности - тонкого проникновения в детскую психологию.

К историческому жанру в его голландском преломлении относится картина Яна де Брая (1627-1696) "Святой Франциск Ксаверий". Это необычное для протестанской Голландии изображение католического святого выполнено, очевидно, по заказу католического храма. Сподвижник основателя Ордена иезуитов Игнация Лойолы, Франциск, жил в XVI веке, занимался миссионерской деятельностью - распространением христианства на Дальнем Востоке. По легенде - он обладал даром исцеления. На павловской картине святой изображен за молитвой, окруженным больными, ожидающими избавления от мук. Забавно то, что Брай не представлял, как должны выглядеть дальневосточные народы и потому поместил на картине среди вполне "европейских" больных еще и негров. Голландские мастера своими произведениями не столько призывают нас к сопереживанию, сколько к неспешному созерцанию различных сторон такой разнообразной действительности.

Питер ван ден Бос Отто Марсеус ван Скрик
Питер ван ден Бос Отто Марсеус ван Скрик

Северный пейзаж. А. ван Эмонт Портрет мужчины. К. ван де Ворт
Северный пейзаж.
А. ван Эмонт
Портрет мужчины.
К. ван де Ворт

Якоб Андрианс Баккер Аллегория создания космоса. М. Найвен (копия с картины Д. Ван Винена)
Якоб Андрианс Баккер
 
Аллегория создания космоса.
М. Найвен (копия с картины Д. Ван Винена)

 




© Pavlovsk, 1999-2006