Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
По залам дворца
  Коллекции»
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат




Обширные художественные коллекции Павловского дворца завоевали всемирную славу.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее известными экспонатами, выбрав из списка, приведенного ниже.



Фарфор, стекло.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Большой туалетный прибор. Подробнее Большой туалетный прибор.
Севр. 1782.


'Парижский сервиз'. Севр. 1781-82 г. "Парижский сервиз".
Севр.
1781-82 г.


Большой туалетный сервиз Марии Федоровны.
Санкт-Петербург.
1800-03 гг.


Предметы из туалетного набора Марии Федоровны. Людвигсбург. 1782 г. Предметы из туалетного набора Марии Федоровны.
Людвигсбург.
1782 г.


Предметы из чайного и кофейного сервиза из Старого Шале. XVIII в. Предметы из чайного и кофейного сервиза из Старого Шале.
XVIII в.


Предметы из обеденного сервиза. Предметы из обеденного сервиза.
XVIII в.


Чайный и кофейный сервиз. Дерби. XIX в. Чайный и кофейный сервиз.
Дерби.
XIX в.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

ФАРФОР, СТЕКЛО

В Павловском дворце собрана богатейшая и разнообразная коллекция фарфора, фаянса, керамики и стекла, в которой сохранились уникальные изделия самых знаменитых мануфактур Европы и России. В начале супружеской жизни Павла I и Марии Федоровны фарфора во дворце было немного: свадебные подарки, нарядные мелкие предметы быта, китайские вазы из приданого Марии Федоровны и первые скромные и недорогие заказные сервизы. После путешествия 1781-1782 гг. во дворец были привезены многочисленные покупки, подарки королевских особ и вюртембергских родственников.

После вступления на престол Павел I, любивший фарфор и неоднократно с детства бывавший на Петербургском Императорском фарфоровом заводе и охотно показывавший его высоким гостям, получал от Конторы завода уникальные произведения: декоративные вазы, дежене, сервизы с видами Павловска, Гатчины, Михайловского замка, итальянских городов и крепостей. Подарки императорской фамилии подносились ежегодно к праздникам Рождества, в дни рождения и тезоименитств.

После смерти Павла вдовствующей императрице Марии Федоровне постоянно дарили редкие и специально заказанные вещи повзрослевшие дети, прежде всего, ее царственные сыновья - Александр I и Николай I, невестки, вельможи и придворные.

В числе сохранившихся из них - ценнейшие по красоте или технике выполнения вазы, чашки с блюдцами (многие с портретами), настольные украшения, подсвечники, пресс-папье, декоративные тарелки, сервизы. Особенно ценны те произведения, которые выполнялись специально для парадных залов и жилых комнат Марии Федоровны на Петербургском Императорском фарфоровом и стеклянном заводах по проектам известнейших мастеров - архитекторов А. Н. Воронихина, К. И. Росси, Тома де Томона, скульпторов С. С. Пименова и А. И. Воронихина (племянника архитектора), модельмейстера Фарфорового завода Ж. А. Рашетта.

Большой интерес представляет прославленный Севрский фарфоровый туалетный прибор, подарок французского короля Людовика XVI и королевы Антуанетты. Туалет выполнен лучшими мастерами Севра - по моделям Л. С. Буазо, Люплесси, расписан живописцами Прево, Винсенном и др. и эмальером Ж. Котто. (подробнее)

Одновременно с королевскими подарками в Павловск были привезены фарфоровые вазы, бисквитные фигурки, чайные чашки, маленькие вазочки, приобретенные графами Северными в антикварных лавках и на частных фарфоровых заводах Парижа.

Одним из приобретений был большой десертный сервиз, расписанный розами и рисунком по борту из крупных золотых точек, обрамленных мелкими голубыми точками, получившим в России название "глаз куропатки", а сам сервиз с момента привоза во дворец во всех документах стал называться "Парижским". При жизни Марии Федоровны "Парижский сервиз" считался парадным, являясь видимо, любимым сервизом хозяйки Павловска.

Во время парадного обеда в 1814 г. в честь императора Александра I и победы в войне 1812 г. столы были сервированы "Парижским сервизом" и английским фаянсовым сервизом фирм завода Веджвуда. Позднее в торжественных случаях кроме "Парижского" выставлялся сервиз берлинского завода или, уже упоминаемый выше, английский фаянсовый "с темным бортом".

В XVIII веке существовал обычай украшения парадного стола всевозможными "затеями", аллегорическими композициями - т. н. "сюрту-детабль". С "Парижским сервизом" в Павловске первоначально ставились бисквитные группы из серии "Испанские беседы", выполненные модельмейстером-скульптором Ле Рейшем по картинам художника Ван Лоо. В XIX веке эти скульптуры, разрозненные или парами, украшали жилые комнаты дворца или парковые павильоны.

Значительный интерес представляют чашки с блюдцами работы Севра, Берлина, Вены, Людвигсбурга и петербургского Императорского завода с портретами Павла Петровича, Александра I, с оригинальными цветочными композициями и орнаментами. Уникальны "фарфоровые подарки" Марии Федоровне от князя Н. Б. Юсупова, созданные на его подмосковном фарфоровом заводе в с. Архангельском. Сохранилось более пятидесяти пар чашек с блюдцами, из бывшей гораздо большей по количеству коллекции Марии Федоровны; как следует из описей дворца, любимые ею, видимо, более других и дорогие ее сердцу, стояли на столах, консолях и комодах в ее покоях - в Спальне, Туалетной 1-го этажа и в Будуаре, Туалетной и Фрейленской 2-го этажа. Представленные три чашки с портретами Александра I, выполненные художниками разных фарфоровых заводах по гравюрам и с живописных оригиналов, отражают необычайную популярность российского императора в Европе после Отечественной войны, победного вхождения русских войск в Париж в 1814 г.

По красоте и виртуозности натуралистического воспроизведения в росписи по фарфору "ботанических богатств" - разнообразных, ни разу не повторяющихся ни в цвете, ни в композиции, сортов роз и шиповника из садов Жозефины и Марии-Луизы в Мальмезоне, сервиз Розового павильона в Павловске почти не имеет себе равных. Выполненный на одном из частных заводов Парижа, сервиз был подарен императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, свекрови и привезен из Царского Села: в 1821 г. - одна тарелка, потом весь комплект из 56 предметов: тарелок, ваз трех различных форм, 2 сахарниц, 2 масленок, и вазочек с двумя ручками в виде изогнутых фигур лебедей, с поддонами для мороженого. С 1823 г. по желанию Марии Федоровны сервиз был перемешен в Розовый павильон, откуда пошло его название. Все изображения цветов точно копируют акварели альбомов Пьера-Жозефа Редуте (1759-1840), прозванного современниками "Рафаэлем цветов".

Из многочисленных произведений Императорского фарфорового завода раннего периода интересны два чайных сервиза и две вазы с видами Павловска времени Павла I, по живописному мастерству не уступающие европейским "соседям", так как петербургский завод всегда считался одним из интереснейших в Европе и лучшим в России.

В сложнейшей технике живописи по фарфору, требующей специального обучения, навыков, и, конечно, таланта, на Императорском заводе дважды воплощались тонкие зарисовки павловских пейзажей, сделанные карандашом, потом гравированные автором - и раскрашенные акварелью - Василием Андреевичем Жуковским. Он несколько лет жил в Павловске при дворе - сначала в 1815 г. в должности чтеца при Марии Федоровне, затем учителя русского языка при великой княгине Александре Федоровне, жене Николая Павловича, и, наконец, как воспитателя сына великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. На пяти тарелках, выполненных на ИФЗ в 1820-х годах пейзажи точно скопированы, но искусно передают очарование натуры и восхищение ею поэта-художника. В сервизе 1914-1915 гг. художника Якова Горинова это ощущение утрачивается из-за мелкого масштаба сервиза.

К сожалению, в годы горчайших утрат - 1918, 1928-1934, коллекция фарфора сильно пострадала из-за изъятий в "ГОСФОНА" и "АНТИКВАРИАТ" едва ли не лучших предметов французской мебели с севрскими фарфоровыми вставками, севрских ваз, часов, пластики и т.д. и т.д. Однако основная часть коллекции фарфора и фаянса и небольшая по количеству, но ценная группа античной керамики и стекла, прошедшие музейную инвентаризацию 1939 года, сохранена.

В годы Великой Отечественной войны, как и все остальные коллекции дворца, она была эвакуирована из Ленинграда. В послевоенные годы началась активная собирательская работа, что и сегодня является одним из важных направлений в научной деятельности музея.

Вперед»





© Pavlovsk, 1999-2006