Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
По залам дворца
Коллекции
Музей интерьера
Новые поступления
  Реставрация»
Каталог утрат




Sorry, your browser doesn't support Java. Павловский дворец



Sorry, your browser doesn't support Java.
Греческий зал


Sorry, your browser doesn't support Java.
Парадная спальня




Sorry, your browser doesn't support Java.
Египетский вестибюль


Sorry, your browser doesn't support Java.
Кабинет "Фонарик"

РЕСТАВРАЦИЯ

Трагедией для Павловска, как и для других пригородных дворцов Петербурга, стала Вторая мировая война. На второй день после начала войны во дворце началась упаковка музейных ценностей и подготовка их к эвакуации. Наиболее уникальные предметы были эвакуированы грузом первой и второй очереди в город Горький. Третья очередь музейных экспонатов была отправлена в Удмуртию, в город Сарапул. Когда было невозможно эвакуировать вещи в глубь страны, их оставляли в Ленинграде в Исаакиевском соборе, который во время войны стал хранилищем ценностей пригородных дворцов-музеев. Одновременно во дворце шли работы по укрытию и консервации тех вещей,которые не удалось вывезти.

15 сентября 1941 года Павловск был занят немецкими войсками. Во дворце была размещена комендатура, в боковых корпусах - гаражи, казармы, конюшни. Казалось, что Вторая Мировая война нанесла Павловску невосполнимый урон. От пожара 1944 года сильно пострадал дворец. На конгрессе архитекторов в Лондоне в 1945 году, который был посвящен проблемам разрушенных памятников, отмечалось: "Человечество всего мира стало беднее от утраты таких памятников, как Павловск". Перед учеными и реставраторами стояла проблема: возможно ли вообще восстановить дворцовый ансамбль. При изучении характера и масштабов повреждения дворца было выявлено, что основные элементы архитектурно-пространственной композиции дворца сохранились. Сохранилось множество отдельных фрагментов художественного оформления интерьеров, что дало впоследствии возможность использовать их в качестве эталонов при реставрации и воссоздании утраченных частей. Сохранились также подлинные чертежи, эскизы, наброски архитекторов, принимавших участие в создании Павловского дворца - Ч. Камерона, В. Вренны, Дк. Кваренги, А. Воронихина, К. Росси, а также обмерные чертежи,фотографии и множество архивных документов. Более 20 тысяч уникальных предметов художественного убранства были эвакуированы. Часть предметов были либо найдены на территории страны, либо возвращены из-за рубежа.

Огромную роль в поисках этих предметов сыграл в то время зав. отделом музеев и памятников, а впоследствии главный хранитель Павловского дворца Анатолий Михайлович Кучумов. Пешком приходилось ему добираться до Павловска, обходить близлежащие деревни, в которых царили разруха и запустение. Но это были небесполезные прогулки. Так, в селе Покровском старичок указал на один из домов, где была немецкая генеральская квартира. Там на чердаке Кучумов обнаружил музейное кресло, а рядом валялся изорванный портрет Петра I работы саксонского мастера Таннауэра из Малого кабинета Павла. А 2500 бесценных негативов из Павловского дворца были найдены им под лестницей Рижского замка. Это были уникальные негативы фотосъемки, производившейся впервые во дворце в 1901-1902 годах фотографом Матвеевым. Радиус поисков доходил до Прибалтики, Восточной Пруссии, Берлина. В феврале - марте 1944г. была произведена подробная опись состояния дворца, а затем графическая и фотофиксации. Весной же приступили к консервационным работам, проектам и научным разработкам воссоздания дворца. Это позволило воссоздать дворцовый ансамбль на высоком профессиональном художественном уровне. Огромной организаторской работой по воссозданию дворца руководила директор музея Анна Ивановна Зеленова. Проектные работы по восстановлению дворца возглавлял архитектор Федор Олейник. Неоценимый вклад в научную разработку восстановления дворцовых интерьеров и фасадов дворца внесла Н.И.Громова. После смерти Ф.Олейника проектными работами руководила С. В.
Попова-Гунич. К 1977 году в Павловском дворце были открыты для посетителей практически все залы. Но отдельные работы по воссозданию убранства дворца продолжаются.

Главное, что было сделано в Павловске - это своевременное начало консервационных работ,обмеры и фотофиксация. Город Павловск был освобожден от фашистских захватчиков 24 января 1944 года. Первоочередная эадача, которую необходима было решить во дворце, - это как сохранить уцелевшее. Кровля здания была утрачена, не было оконных переплетов и дверей, в некоторых местах зияли дыры и провалы в стенах от взрывов снарядов. Появилась опасность дальнейшего разрушения памятника под воздействием климатических условий, тем более что приближалась весна. Снег таял, намокали стены, а при заморозках происходило оледенение. Сильные порывы ветра срывали оставшиеся лепные украшения, которые под воздействием сильной температуря при пожаре потеряли свою твердость, стали пористыми и хрупкими. Необходимы были срочные меры по консервации, закреплению деталей, сбору образцов и их классификации и хранению. Все работы в Павловском дворце начались с разминирования подвалов.

На примере Павловска раскрылась вся специфика восстановительных работ после разрушений, которые получил памятник в результате военных действий. К марту 1944 года была закончена первая опись состояния сохранности дворца и декора. В 1949-1953 г.г. Н. И. Громовой и Т. А. Аккерман были составлены более подробные документы с описанием состояния каждой детали, графической фиксацией, подробной исторической справкой. Эти описи легли в основу для составления дефектных ведомостей и проектных заданий реставраторам.

Работы по консервации дворца заключались в основном в укрытии уцелевших лепных украшений, живописных фрагментов (фресок) стен дощатыми или фанерными футлярами, обитыми толем; в пропитке потерявшей свою твердость лепки железистым или купоросным раствором. В результате гипс становился коричнево-рыжим или изумрудно-зеленым, но получал твердость и не рассыпался и с него можно было снимать форму для новой отливки. Лепнину, плохо державшуюся на стенах, снимали, нумеровали и отправляли на хранение. Столь большое внимание лепным деталям объясняется тем, что они являются различными декоративными элементами на фасадах и в интерьере здания и выполняют существенную эстетическую функцию, способствуя обогащению архитектурных форм. Также расчищались завалы, убирались обгоревшие и обвалившиеся балки перекрытий.

Таким образом, именно в Павловске началось то, что затем получило название "Подвиг века" - возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Петербурга. Работы начались весной 1944 года и велись под руководством А.И. Зеленовой вплоть до 1978 года, когда Павловск стал первым дворцом, полностью восстановленным из руин.

Восстановление Павловского дворца было той школой, где по существу прошли обучение все реставраторы и музейные работники послевоенного Ленинграда.

Сегодня дворцово-парковый ансамбль Павловска занимает достойное место в знаменитом "бриллиантовом ожерелье" Санкт-Петербурга.




© Pavlovsk, 1999-2006