Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
  По залам дворца»
Коллекции
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат





Предлагаем вам виртуальную экскурсию по залам дворца. Вы можете просто следовать за эксрурсоводом, нажимая кнопку "Вперед" или сами выбрать из списка интересующий вас зал.

Если вы увидите символ - вы можете щелкнуть по нему левой кнопкой мыши и получить панорамное изображение зала (круговой обзор). Для просмотра вам потребуется просмоторщик QuickTime (справка), распространяемый бесплатно.

БУДУАР

Будуар - панорамное изображение (211 Кб)

БудуарЭта небольшая комната отличается обилием декоративного оформления, что дает посетителю бесконечное разнообразие зрительных впечатлений и ассоциаций как историко-художественных, так и аллегорических. Уже само архитектурное решение достаточно сложно: стены поделены рядом мраморных с полихромной росписью пилястр, между ними помещены четыре мраморных барельефа и живописные панно с изображением знаменитых архитектурных сооружений Индии. Узкая стена против застекленных дверей акцентирована двухколонным портиком с беломраморным камином, а напротив сделан выход на балкон с открывающимся видом на центральную аллею Собственного садика. Перспективу аллеи десятью годами позднее замкнул открытый портик Павильона Трех Граций с виртуозно исполненной мраморной группой (П. Трискорни). Потолок и падуга расписаны по мотивам античных гротесков, в которых заключены четыре пейзажные композиции, соответствующие четырем временам суток.

БудуарЕсли в основу архитектурных проектов Коврового кабинета и Библиотеки Марии Федоровны легли роскошные гобелены, подарки Людовика XVI, то здесь по желанию хозяев архитектор должен был использовать купленные в Риме мраморные пилястры с росписью по мотивам лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце и порфировые античные колонны, найденные в раскопках Рима. Первоначальный проект зала принадлежал Ч. Камерону, но в процессе работы был существенно изменен В. Бренной, закончившим этот зал в 1791 году. Будуар первоначально был обставлен резной золоченой мебелью французской работы, обшитой лионским шелком с изображением цветов ириса. Чтобы в этом небольшом зале создать ощущение единого пространства, в мебельном гарнитуре преобладали табуреты (мебель без спинок). Занавеси на дверях украсили бордюры с аналогичным рисунком ирисов.

После пожара 1803 года, в Петербурге был сделан новый гарнитур в стиле ампир, в котором опять преобладали табуреты. Гарнитур погиб в годы войны, сохранилось лишь одно кресло с подлокотниками в виде крылатых сфинксов. На застекленные двери, ведущие на балкон, после пожара 1803 года были повешены занавеси "белые, обшитые бордюром, шитым по канве синего колера шелками".

БудуарХрустальная люстра, "синяя с хрустальными гирляндами и подвесками о пяти свечах", была заменена на стеклянный светильник в форме античной масляной лампы, сделанный специально для этой комнаты по проекту А. Воронихина.

Важное место в убранстве зала занимали два великолепных секретера розового дерева с фарфоровыми расписными плакетками (Франция, М. Карлен и А. Вейсвеллер, 1780-е гг.). Они были проданы за границу в 1931 году. Сейчас их место занимают близкие по размерам и композиции секретеры (Германия, А. Рентген, конец XVIII в.). Из первоначального убранства в Будуаре находятся фарфоровый круглый стол с видами построек Павловского парка (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1789 г.), треножник-курильница из разных пород мрамора (Италия, Б. Ферреро, 1780-е гг.)- подарок короля Сардинии, стол с часами-ротатором и подсвечниками (Франция, П. Денизо, конец XVIII в.), бра над камином (Франция, 1780-е гг.), каминный гарнитур из ваз и обелисков (Западная Европа, 1780-е гг.), каминные таганы (Франция, конец XVIII в.). На левом секретере- часы "Марс" (Франция, конец XVIII в.) и бронзовые статуэтки "Девочка с гнездом" и "Мальчик с птичкой" (Италия, редукция по модели К. Альбачини, около 1780 г.). Значительную роль в Будуаре играет скульптура. Это расположенные над дверьми две гипсовые группы амуров (М. Александров (Уважный), 1804 г.) и вмонтированные в стены еще в 1780-е годы мраморные рельефы - "Герма пана" (II в. н. э.), портрет римлянина (с надгробия; вторая половина I в. н. э.), профильные портреты Александра Македонского и его матери Олимпии (Италия, И. Коллини (?), XVIII в.). В углу находится также принадлежащая первоначальному убранству Будуара мраморная группа "Амур и Психея", подписанная скульптором К. Альбачини (свободная редукция с античного оригинала, около 1780 г.). Стулья и кресла с лирами на спинках - копии 1960-х годов с мебельного гарнитура Парадной библиотеки Павла I.

В настоящее время в комнате находятся принадлежавшие Марии Федоровне фортепьяно на борной работы (Лондон, 1774 г. и размешенный по углам комнаты великолепный фарфоровый (бронзой гарнитур, состоящий из часов и двух канделябров (Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, П. -Ф.  Томир часовщик А. -Ж. Лагесс, период 1785 - 1799 гг.), а также кушетка, близкая по стилю к утраченной в годы войны (начало XIX в.).


«НазадВперед»




© Pavlovsk, 1999-2006