Навигация по сайту Дворец Парк История Информация Выставки Наши друзья Школа искусств Программа развития Галерея образов (фотогалерея) Цифровая коллекция Виртуальная экскурсия




ДВОРЕЦ  


Павловский дворец
  По залам дворца»
Коллекции
Музей интерьера
Новые поступления
Реставрация
Каталог утрат





Предлагаем вам виртуальную экскурсию по залам дворца. Вы можете просто следовать за эксрурсоводом, нажимая кнопку "Вперед" или сами выбрать из списка интересующий вас зал.

Если вы увидите символ - вы можете щелкнуть по нему левой кнопкой мыши и получить панорамное изображение зала (круговой обзор). Для просмотра вам потребуется просмоторщик QuickTime (справка), распространяемый бесплатно.

КОМНАТЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ

Среди интерьеров Павловского дворца особое место занимают жилые комнаты вдовствующей императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX века архитекторами Д. Кваренги и А. Воронихиным. Представляя высокий образец художественного решения интерьеров, гармонии архитектуры и предметов убранства, эти комнаты являются единственным сохранившимся до нашего времени комплексом апартаментов той эпохи, с обстановкой и предметами, которые характеризуют быт и вкусы того времени.

История появления комнат восходит к началу царствования Павла I, когда по распоряжению императора В. Бренна расширяет дворец с целью превращения его в императорскую резиденцию. В 1797-1 798 годах позади южной полуциркульной галереи Бренна строит новые покои для Павла I. Уже к концу 1798 года все объемы комнат были определены и начаты отделочные работы. Однако работы шли медленно, так как Бренна уделял главное внимание новым парадным залам. В 1800 году к работам привлекается Д. Кваренги, который в эти годы становится довольно близкой особой к Павлу I в связи с вступлением Кваренги в члены Мальтийского ордена и общими хлопотами по отделке Мальтийской капеллы. Д. Кваренги заканчивает Большой кабинет и проектирует отделку других комнат. Однако трагическая смерть Павла I отодвигает эти работы на несколько лет. Мария Федоровна, став вдовствующей императрицей, избирает любимый Павловск своим постоянным местом пребывания, покидая его лишь в самое холодное время года. Она решает завершить отделку апартаментов в соответствии со своим вкусом и потребностями.

Окончательное завершение комнаты получают после 1803 года, когда архитектор А. Воронихин, приглашенный для обновления дворца после пожара, получает предложение императрицы заняться декором и меблировкой ее личных покоев. Благодаря Воронихину комнаты приобретают ансамблевую и стилистическую целостность и превращаются в очаровательный приют гостеприимной хозяйки Павловска - благотворительницы, меценатки и художницы, а также заботливой матери и хозяйки большого поместья.

Передняя - панорамное изображение (170 Кб)

ПередняяВ жилые комнаты Марии Федоровны можно пройти через небольшую Переднюю. Это комната неправильной формы. В части, примыкающей к жилым комнатам центрального корпуса, она имеет низкий потолок, так как над нею были построены антресоли для прислуги. Через арочный проем видна собственно Передняя жилых комнат, хорошо освещенная большим окном. На гладко окрашенных стенах - картины западноевропейских художников XVIII-XIX веков. Вдоль стен - превосходные образцы мебели красного дерева с бронзовыми украшениями петербургской мастерской Г. Гамбса. У окна - уникальное произведение русского прикладного искусства начала XIX века - "Египтянка" (бронза, розовый гранит, по рисунку А. Воронихина). Украшением Передней является камин, на котором можно видеть парные вазы русской работы из калканской яшмы с золоченой бронзой.

Камердинерская - панорамное изображение (140 Кб)

КамердинерскаяИз Передней проходим в небольшую круглую комнату - Камердинерскую (или Секретарскую). Отделка ее была выполнена В. Бренной еще в 1798 году. Нарядно исполнены лепные наличники дверей с масками львов и орнаментальный карниз. Роспись плафона имитирует кессонированный свод. Справа от входа в нише - статуя Афродиты-Анадиомены, отжимающей волосы (итальянская копия XVIII в. с античного оригинала). На круглой стене - акварели и гуаши конца XVIII- начала XIX веков с видами парков императорских резиденций. Искусство акварели очень ценилось в то время, они были модной деталью отделки небольших кабинетов. В убранстве комнаты - гарнитур мебели красного дерева с вышивками русской работы начала XIX века.

Пилястровый кабинет - панорамное изображение (261 Кб)

Пилястровый кабинетСледующая комната - самая большая- Пилястровый кабинет (первоначально назывался Большой кабинет Его Императорского Величества). Архитектурная отделка выполнена по проекту Д. Кваренги в 1800 году. Стены белого искусственного мрамора оформлены в виде декоративных панно в филенчатом обрамлении и отделены друг от друга четким ритмом пилястр золотистого стюка под сиенский мрамор. Из него же выполнены нижние стеновые панели и лента фриза, отделяющего стены от лепного карниза. Над каждым панно, а также над зеркалами и в наддверниках помещены лепные барельефы, окрашенные под темную античную бронзу. В медальонах - профили Александра Македонского и его матери Олимпии. В орнаментальную роспись плафона, выполненную по эскизам А.-Б. Скотти, также введены мотивы, расписанные под бронзу, что сочетается с общим характером отделки. Кабинет предназначался для аудиенций и небольших приемов. Днем Мария Федоровна могла беседовать здесь по делам ведения хозяйства с управляющим или с главным садовником. По вечерам здесь проходили небольшие семейные собрания. Все это определило характер расстановки мебели группами, с выделением отдельных "уголков", что характерно для жилого интерьера начала XIX века. Особое внимание привлекает гарнитур мебели, выполненный по рисункам А. Воронихина: два дивана, кресла и стулья красного дерева с золоченой резьбой спинок и подлокотников. Отличительной чертой гарнитура является резное украшение спинки в виде двух сплетенных змей (Петербург, около 1805 г.) и вышивка гладью шелком и шерстью по сукну. Столы, консоли, рабочие столики выполнены русскими мастерами в начале XIX века. Из бытовых предметов мебели интересна ширма красного дерева с вышивками русским крестом. Сюжеты вышивок представляют собой аллегории и имеют надписи по-французски. По преданию в их создании принимала участие Мария Федоровна, которая была прекрасной рукодельницей. В начале XIX века широко распространяется мода на вышивки. Наряду с гладью и тамбурным швом, которые часто встречаются в XVIII веке, теперь больше используют вышивку крестом, полукрестом и гобеленовый шов. Вышивки идут для украшения мебели: обивки, вставки в шкафчики, в экраны, столики. Кроме того, русские мастерицы вышивают напольные ковры, превосходные образцы которых можно видеть в убранстве кабинета. Среди предметов декоративно-прикладного искусства следует отметить первоклассные произведения русского камнерезного искусства: парные обелиски на бюро из калканской яшмы (Петергофская гранильная фабрика, по рисунку А. Воронихина, 1803 г.), парные вазы из ямской яшмы с бронзовыми ручками в виде змей (Екатеринбургская гранильная фабрика, по рисунку А. Воронихина, 1801- 11802 гг.), две вазы-чаши из калканской яшмы на высокой ножке бронзовыми фигурками пьющих поколов (Екатеринбургская гранильная фабрика, 1807 г.). На консолях между окнами - нарядные декоративные вазы-"реножники из хрусталя и цветного стекла с бронзой (Петербург, Императорской стеклянный завод, по рисунку Т. де Тоона,1808 г.). В убранстве кабинета на каминах, консолях, бюро - произведения французской художественной бронзы конца XVIII-начала XIX веков: часы, канделябры, вазы-курильницы.

Кабинет Фонарик (223 Кб)
Кабинет Фонарик - второй вид (214 Кб)

Кабинет "Фонарик"За Пилястровым кабинетом следует Кабинет "Фонарик" - один из самых удивительных интерьеров Павловского дворца, создание архитектора А. Воронихина (1807 г.). Сохранив прежний план комнаты, предназначавшейся архитектором Бренной под личную библиотеку, Воронихин убирает наружную стену, заменив ее полукруглым эркером-"фонариком", выступающим в Собственный садик. Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами, что создает иллюзию "перетекания" пространства кабинета в живую природу Собственного садика. Кессонированный свод полуротонды увеличивает высоту кабинета. Лепные розетки кессонов, в отличие от привычных классических образцов, Воронихин впервые выполняет в виде ромашек. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, исполненными В. Демут-Малиновским (воссозданы реставраторами Н. Малиевой и Т. Шабалкиной). Зеленоватая окраска стен перекликается с цветом летней зелени за окнами. По высокой падуге плафона вьются гирлянды дикого винограда. В люнетах изображены аллегории наук и искусств по эскизам А.-Б. Скотти. Потоки света льются через окна-стены "Фонарика", создавая сильные светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета.

"Фонарик" - любимый рабочий кабинет Марии Федоровны - являлся одновременно личной библиотекой и картинной галереей. Около сорока картин западноевропейских художников XVI-XVIII веков служат главным украшением кабинета. Необходимо отметить такие картины как "Дева Мария" и "Архангел Гавриил" Г. Рени, "Мария-Магдалина" К. Дольчи, "Святое Семейство" Ф. Альбани, "Св. Варфоломей" X. Риберы, "Христос и самаритянка" П. Мильяра, "Матер Долороса" Ш. Лебрена и прежде всего шедевр в коллекции музея - "Мадонна с младенцем и Иоанном-крестителем" А. Бронзино. В центре кабинета - письменные столы-бюро работы Л. Рентгена с множеством необходимых письменных принадлежностеи и предметов: бювары, чернильницы, пресс-папье, полставки для бумаг и писем, подсвечники-миракли. У стола - корзина для бумаг красного дерева с позолотой и вышитым бордюром, выполненная по рисунку А. Воронихина. В пространстве кабинета расставлены небольшие столики из бронзы, цветного стекла и хрусталя, свидетельствующие о высоком художественном вкусе владелицы дворца. Специальная мебель для кабинета изготовлена по рисункам А. Воронихина гарнитур стульев и кресел, окрашенных в черный цвет, с резным золоченым орнаментом и орнаментальной вышивкой на обивке; книжные шкафики болого цвета с черными тягами и декоративными масками на торцах. На шкафчиках - каменные и фарфоровые вазы русской работы, на одном-уникальные часы с музыкальной шкатулкой в корпусе из перламутра (Австрия, начало XIX в.). На камине расположен гарнитур французской бронзы: канделябры (мастерская П. Гутьера) и два каминных украшения с изображением "Читающей" (мастерская П.-Ф. Томира по моделям А.-С. Буазо). Экран перед камином выполнен из красного дерева (по рисунку А. Воронихина), украшен золоченой резьбой и декоративной вышивкой гладью по сукну.

Туалетная - панорамное изображение (199 Кб)

ТуалетнаяЗа Кабинетом "Фонарик" идет скромно и даже строго отделанная Туалетная. Проект ее отделки выполнен Л. Кваренги в 1800 году. Стены облицованы белым искусственным мрамором. Каждая стена с четырех сторон окаймлена двумя декоративными полосами сероватого и дубоватого цветов, что создает плавный переход к живописному фризу и плафону, расписанным в технике гризайль. Роспись фриза "под лепку" гармонирует со скульптурными кронштейнами. Между окнами помешено большое зеркало, которое подчеркивает назначение комнаты. Предметы убранства, размешенные группами, также раскрывают назначение интерьера. В центре на фоне зеркала - стол-геридон черного и янтарного стекла (по рисунку Т. де Томона), на котором стоит умывальный прибор: таз и кувшин из сине-белого граненого хрусталя (по рисунку А. Воронихина). Это уникальный ансамбль русского художественного стеклоделия (Петербург, Императорский стеклянный завод, начало XIX в.).

Справа у стены находится Зеленый туалет - шедевр работы Императорского фарфорового завода, который был преподнесен Марии Федоровне в подарок в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года. В прибор входят тридцать четыре предмета для туалета и утреннего завтрака. На нежно-фисташковом фоне фарфора выделяются изысканные позолоченные рельефы, а в медальонах - античные сирены, расписанные под гризайль. Центральное место отведено изящному восьмигранному зеркалу в бронзовой раме, у подножия которого расположены две женские фигуры в античных одеждах, выполненные в бисквите. Мебель для Туалетной изготовлена по рисункам А. Воронихина в мастерской Г. Гамбса: кресла, банкетки, кушет, а также два бюро-жардиньерки красного дерева с бронзовыми украшениями и кашпо для живых цветов. Именно при императрице Марии Федоровне живые цветы становятся неотъемлемой частью декора интерьеров и специально для этого в предметах мебели устраиваются жардиньерка.

Спальня - панорамное изображение (225 Кб)

СпальняРядом с Туалетной располагается Спальня - самая нарядная комната в жилых покоях. В отделке комнаты царствует культ цветов. По периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, вокруг дверей и каминов вьются гирлянды ярких садовых и полевых цветов. На падуге между сплетенными гирляндами помешены музыкальные инструменты. Плафон представляет собой звездное небо, обрамленное цветочными гирляндами и венками. Изысканная отделка комнаты выполнена А. Воронихиным в 1805 году. По его же проекту изготовлен гарнитур мебели красного дерен с резными деталями под черное дерево: диван-кушет, кресла, банкетки, стилизованные под античную мебель, с обивкой зеленого атласа с бордюрами, вышитыми русским крестом ( мастерская Ф. Гагемана, около 1805 г., воссоздана резчиками А. Хохловым и А. Виноградовым). Интересно отметить прикроватный стол, а также шкаф со вставкой-вышивкой - превосходные образцы мастерской Г. Гамбса. У окна - консоль работы известного французского бронзовщика П.-Ф. Томира. Предметы русского фарфора, стекла и французской бронзы дополняют убранство комнаты. А на центральной стене над кроватью - тканый портрет Павла I (Петербургская шпалерная мастерская, 1799 г.).

Палатка - панорамное изображение (219 Кб)

ПалаткаАнфиладу комнат завершает небольшая овальная комната - Палатка, имеющая выход на крытый балкон, соединенный с Собственным садиком. Вдоль стены Палатки расположен длинный полукруглый диван, украшенный широким бордюром, шитым цветными нитями, с изображением различных цветов. Комната предназначалась для тихого отдыха, занятия рукоделием. В жаркие дни приятно было отдохнуть на балконе, где всегда была тень и царила прохлада благодаря крыше, отлитой из чугуна, с нарядными декоративными орнаментами. С балкона открывается красивый вид на цветущие аллеи Собственного садика.


«НазадВперед»




© Pavlovsk, 1999-2006